Ростовский Борисоглебский монастырь основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению преподобного Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор Ростово-ярославских святых. Их мощи и погребальная рака находятся в северо-западном углу Борисоглебского собора и являются местом почитания этих святых.
Особую известность Борисоглебский монастырь получил в связи с преподобным Иринархом Затворником, жившим в монастыре в конце XVI - начале XVII веков. Его мощи под спудом находятся в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.
Ежегодно перед праздником Ильи пророка, мирского ангела преподобного, совершается крестный ход из стен обители к источнику Иринарха, в 40 километрах от монастыря, что близ села Кондакова - родины святого. В 1998 году архиепископ Ярославский и Ростовский Михей благословил возобновить традицию пеших крестных ходов к источнику преподобного Иринарха. Участники по очереди одевают на себя вериги преподобного, в конце все купаются в источнике. Крестный ход начинается архиерейской Литургией в Борисоглебском монастыре.
Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, - архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря некоторое время являлся известный археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий, будущий епископ Угличский.
Монастырь стал крупным духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы - крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Орлову. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.
В 1924 году монастырь был официально упразднен. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра - почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.
Богослужения в храмах уже упраздненного монастыря продолжались до октября 1928 года. 8 ноября 1928 года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). В 1954 году эта организация была упразднена, но уже в 1961 году он снова возродился, уже как «народный музей». Позднее он вновь становится филиалом Ростовского музея-заповедника.
С 1994 года музей делил помещения с возрождённым монастырём вплоть до 2015 года, когда последнему было возвращено всё имущество. Здания монастыря как составляющие значительный памятник истории и культуры находятся под охраной государства.
Время на осмотр : два часа.
Зачем ехать в Борисоглебский : Борисоглебский монастырь — едва ли не самый целостный в России архитектурный ансамбль XVI—XVII веков.
Сретенская надвратная церковь (1692).
Фото: Ярослав Блантер
Борисоглебский монастырь .
Стена монастыря в 10—12 метров высотой и три метра толщиной, четырехугольная в плане, имеет длину чуть больше километра (по периметру). Стены с башнями современном виде были сооружены в середине XVII века. Четыре из четырнадцати башен расположены по углам монастыря и незатейливо называются северо-западная , северо-восточная (самая высокая), юго-западная и юго-восточная . Остальные башни и вовсе не имеют названия. Западная и восточная стены монастыря содержат по две промежуточных башни каждая, еще две примыкают к воротам в южной стене, две (круглые) — к воротам в северной, а еще две находятся в северной стене между воротами и угловыми башнями.
Обе надвратные церкви украшены замечательными резными галереями. Южная пятиглавая Сергиевская церковь иногда датируется серединой XVI века и приписывается Григорию Борисову (этому нет никаких документальных подтверждений), иногда — 1679 годом, и связывается с именем ростовского митрополита Ионы Сысоевича, перестроившего в то же время весть ростовский кремль (о его деятельности мы подробно рассказали в статье про Ростов). Не вызывает сомнения, что церковь как минимум перестраивали в конце XVII века — резьба на галерее однозначно выдает время постройки. На Святых воротах под церковью сохранились фрески XVII века. Эти ворота выходят в парк и создают впечатление глуши и уединенности. Наоборот, северные ворота со Сретенской церковью (1692) соединяют монастырь с бывшей слободой — поселком Борисоглебский. В отличие от кирпичной неоштукатуренной Сергиевской церкви, Сретенская и две примыкающие к ней круглые башни покрашены в желый цвет, при этом галерея и некоторые детали фасада оставлены белыми. Добавим к этому стройность пятиглавого храма, резную галерею и витые колонны, и получим одну из самых красивых церквей XVII века в России.
Самое большое здание внутри монастыря — кубический пятиглавый Борисоглебский собор , построенный в 1522—1523 годах под руководством Григория Борисова, хотя и тут его участие документально не подтверждено. Именно в соборе хранятся мощи Феодора, Павла и Иринарха. Внутренний интерьер необычный: своды опираются на четыре столба, что создает эффект объема. В XVII веке собор был несколько перестроен, добавлены внешние декоративные элементы, а в начале XIX века был построен придел Ильи Пророка. Росписи собора были выполнены в начале XX века художником Егоровым по мотивам росписей Виктора Михайловича Васнецова в киевском Владимирском соборе.
Благовещенская церковь с трапезной палатой (1524—1526) — единственное здание монастыря, достоверно построенное Григорием Борисовым (об этом имеется упоминание в летописи). Это домовая церковь настоятеля монастыря. В XVII веке к ней было пристроено крыльцо, украшенное изразцами и каменной резьбой, как это часто делалось в то время. С другой стороны к церкви примыкают настоятельские покои , первый этаж которых был сооружен в первой половине XVI века, а второй — в XVII веке.
Наконец, третье крупное и, возможно, самое необычное здание внутри монастыря — звонница , построенная в 1690 году явно по мотивам звонницы в Ростовском кремле. Основное ее здание, с тремя маленькими главками, трехъярусное, к нему пристроено резное крыльцо. Все колокола были утеряны при советской власти, сейчас на звоннице 19 новых колоколов. Кроме этого, на территории монастыря сохранились двухэтажные старые настоятельские покои (XVI—XVII века), братский корпус (XVI век), просфорный корпус (монастырская кухня, XVI—XVII века) и архимандричьи кельи (XVIII век). В целом монастырь производит удивительное впечатление. В конце XVII века его явно пытались перестроить по той же схеме, что и ростовский архиерейский двор — да и занимался этими двумя проектами один и тот же человек, Иона Сысоевич. Но в Ростове получился лабиринт из зданий: в центре сделали пруд, а на все остальное места не хватило, пришлось даже задействовать второй ярус. В Борисоглебском же монастыре на огромной территории, чуть ли не больше, чем в Ростове, стоит всего несколько зданий. В результате получилось ощущение огромного пристранства внутри стены: тут проложены дорожки, растут деревья, да так, что стену видно не из любой точки монастыря, и можно подумать, что находишься где-то в лесу или в парке.
Пос Борисоглебский расположен в южной части области, на правом берегу реки Устье, которая ниже, сливаясь с рекой Векса, образует Которосль , впадающую в Волгу в черте города Ярославля . Борисоглебский находится в 18 км к северо-западу от Ростова Великого . Год основания - 1363. Возник, как поселение вокруг Борисоглебского монастыря , который и поныне является главной достопримечательностью поселка.
Поселок первоначально назывался Борисоглебские слободы. Слободы принадлежали монастырю. Здесь жили ремесленники различных специальностей (шорники, кузнецы, плотники, каменщики и т.д.), которые выполняли заказы обители. По мере того, как богател и строился монастырь, росли и слободы вокруг него.
При секуляризации монастырских земель в 1764 году были отобраны земли, принадлежавшие Борисоглебскому монастырю. что подорвало экономику стоявшего далеко от крупных городов и торговых путей монастыря, и, соответственно, сказалось на экономике поселения. Владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Г. Г. Орлову, в начале XIX века они перешли по наследству к Паниным.
Чуть позже монастырская слобода получила статус уездного города под названием Борисоглебск.
Большинство жителей Борисоглебска занимались ткачеством. В Борисоглебской волости повсеместно сеяли лен. Новина - льняное полотно, пользовалась большим спросом, скупать новину приезжали сюда даже из Москвы и Петербурга. Борисоглебцы изготавливали кирпич, изразцы, телеги, мебель, шили одежду, плотничали. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря проходила богатая ярмарка.
В здешних краях был развит отхожий промысел. Многие борисоглебцы становились жителями Петербурга, Казани, Ревеля и др. городов, богатели, имели собственную торговлю. Жители, не занимавшиеся отхожим промыслом, торговали на месте. Борисоглеб – поселение уникальное, не село, но еще и не город, это и определило специфику торговли. Крестьяне торговали здесь продукцией своих промыслов, купцы привозили сюда недорогие столичные товары.
В 1877 г. Борисоглебский монастырь строит каменные лавки по северной стене монастыря, в 1905 году - двухэтажный каменный дом напротив северо-западной угловой башни. Все эти лавки монастырь сдавал в аренду ростовским купцам и борисоглебским крестьянам, которые получили прекрасно оборудованные торговые места.
В конце XIX – начале XX вв. Борисоглебск был крупным волостным центром Ростовского уезда, в нем насчитывалось 222 дома с населением более 3,5 тыс. человек.
После революции город сделали селом, и только в 1962 году ему присвоили статус поселка городского типа и современное название Борисоглебский. Несколько раз поселок Борисоглебский пытались переименовать, но другие названия не прижились.
Время на осмотр : два часа.
Зачем ехать в Борисоглебский : Борисоглебский монастырь — едва ли не самый целостный в России архитектурный ансамбль XVI—XVII веков.
Сретенская надвратная церковь (1692).
Фото: Ярослав Блантер
Борисоглебский монастырь .
Стена монастыря в 10—12 метров высотой и три метра толщиной, четырехугольная в плане, имеет длину чуть больше километра (по периметру). Стены с башнями современном виде были сооружены в середине XVII века. Четыре из четырнадцати башен расположены по углам монастыря и незатейливо называются северо-западная , северо-восточная (самая высокая), юго-западная и юго-восточная . Остальные башни и вовсе не имеют названия. Западная и восточная стены монастыря содержат по две промежуточных башни каждая, еще две примыкают к воротам в южной стене, две (круглые) — к воротам в северной, а еще две находятся в северной стене между воротами и угловыми башнями.
Обе надвратные церкви украшены замечательными резными галереями. Южная пятиглавая Сергиевская церковь иногда датируется серединой XVI века и приписывается Григорию Борисову (этому нет никаких документальных подтверждений), иногда — 1679 годом, и связывается с именем ростовского митрополита Ионы Сысоевича, перестроившего в то же время весть ростовский кремль (о его деятельности мы подробно рассказали в статье про Ростов). Не вызывает сомнения, что церковь как минимум перестраивали в конце XVII века — резьба на галерее однозначно выдает время постройки. На Святых воротах под церковью сохранились фрески XVII века. Эти ворота выходят в парк и создают впечатление глуши и уединенности. Наоборот, северные ворота со Сретенской церковью (1692) соединяют монастырь с бывшей слободой — поселком Борисоглебский. В отличие от кирпичной неоштукатуренной Сергиевской церкви, Сретенская и две примыкающие к ней круглые башни покрашены в желый цвет, при этом галерея и некоторые детали фасада оставлены белыми. Добавим к этому стройность пятиглавого храма, резную галерею и витые колонны, и получим одну из самых красивых церквей XVII века в России.
Самое большое здание внутри монастыря — кубический пятиглавый Борисоглебский собор , построенный в 1522—1523 годах под руководством Григория Борисова, хотя и тут его участие документально не подтверждено. Именно в соборе хранятся мощи Феодора, Павла и Иринарха. Внутренний интерьер необычный: своды опираются на четыре столба, что создает эффект объема. В XVII веке собор был несколько перестроен, добавлены внешние декоративные элементы, а в начале XIX века был построен придел Ильи Пророка. Росписи собора были выполнены в начале XX века художником Егоровым по мотивам росписей Виктора Михайловича Васнецова в киевском Владимирском соборе.
Благовещенская церковь с трапезной палатой (1524—1526) — единственное здание монастыря, достоверно построенное Григорием Борисовым (об этом имеется упоминание в летописи). Это домовая церковь настоятеля монастыря. В XVII веке к ней было пристроено крыльцо, украшенное изразцами и каменной резьбой, как это часто делалось в то время. С другой стороны к церкви примыкают настоятельские покои , первый этаж которых был сооружен в первой половине XVI века, а второй — в XVII веке.
Наконец, третье крупное и, возможно, самое необычное здание внутри монастыря — звонница , построенная в 1690 году явно по мотивам звонницы в Ростовском кремле. Основное ее здание, с тремя маленькими главками, трехъярусное, к нему пристроено резное крыльцо. Все колокола были утеряны при советской власти, сейчас на звоннице 19 новых колоколов. Кроме этого, на территории монастыря сохранились двухэтажные старые настоятельские покои (XVI—XVII века), братский корпус (XVI век), просфорный корпус (монастырская кухня, XVI—XVII века) и архимандричьи кельи (XVIII век). В целом монастырь производит удивительное впечатление. В конце XVII века его явно пытались перестроить по той же схеме, что и ростовский архиерейский двор — да и занимался этими двумя проектами один и тот же человек, Иона Сысоевич. Но в Ростове получился лабиринт из зданий: в центре сделали пруд, а на все остальное места не хватило, пришлось даже задействовать второй ярус. В Борисоглебском же монастыре на огромной территории, чуть ли не больше, чем в Ростове, стоит всего несколько зданий. В результате получилось ощущение огромного пристранства внутри стены: тут проложены дорожки, растут деревья, да так, что стену видно не из любой точки монастыря, и можно подумать, что находишься где-то в лесу или в парке.