«Молот ведьм». Часть II. Способы устранения или излечения околдования. Глава VII. Средства против градобития и при лечении околдованных домашних животных

Часть II

Вторая часть «молота ведьм» трактует о способах околдования и о том, как таковое можно снять. она содержит только два главных вопроса, которые, однако, обсуждаются в нескольких главах.

Способы устранения или излечения околдования

Второй главный вопрос этой второй части: о способах устранения или излечения околдования, чему предпосылается разрешение одного затруднения

Глава VII. Средства против градобития и при лечении околдованных домашних животных

Говоря о средствах против градобития и при лечении околдованных домашних животных, мы скажем прежде всего о недозволенных средствах, которыми пользуются некоторые люди и которые сопровождаются суеверными наговорами и обрядами. Например, одни лечат от червей на пальцах, произнося недозволенные наговоры, а другие не кропят скота святой водой, а вливают её ему в рот. Желающие поддержать такие способы врачевания говорят: «Бог одарил слово силою, также как и травы, и камни особыми свойствами». Но священные слова или сакраменталии, а также благословение и дозволенные наговоры обладают известными свойствами потому, что так предписано богом и что на это имеется договор с Создателем. И вот слова таинств производят то действие, которое они обозначают.

Относительно других слов и наговоров надо сказать, что они не обладают скрытыми силами; но призывание имени бога и заклинания, которые являются известным свидетельством тому, что люди уповают на бога, могут быть полезными.

В Швабии имеется следующий обычай: 1 мая, до восхода солнца, крестьянки отправляются в лес, срывают ветви деревьев и другие растения, плетут венки и вешают их над входом в стойла скота. Они утверждают, что этим они охраняют скот на весь год от порчи ведьм. По мнению тех, которые говорят, что суетность изгоняется суетностью же, выходит так, что указанный обычай надо считать допустимым. На том же основании говорят о допустимости лечения болезней при помощи наговора, при котором употребляют общепонятные слова. На это мы ответим так. Если 1 мая кто-либо пойдёт собирать зелень, не обращая внимания на то, восходит или заходит солнце, и повесит её над ходом в стойло, произнося молитву Господню или символ веры и надеясь на волю божью, для защиты скота, то такой человек не заслуживает порицания. То же надо сказать об обычае ставить в виноградниках или на полях изображения креста и освящённые в день вербного воскресенья ветви и утверждать, что благодаря этому плоды не пострадают от градобития. То же надо сказать о поступках тех женщин, которые для сохранения коровьего молока от околдования всё молоко, надоенное в субботу вечером, раздают бедным и полагают, что благодаря этому увеличится удой.

Нидер в своём «Наставлении» (I, II) говорит, что не считается недозволенным благословлять как скот, так и людей написанными священными изречениями. Дозволенными считает он и наговоры, если только они отвечают семи (в 6-ой главе этой части указанным) условиям успешности экзорцизма. Он рассказывает далее о слышанном от набожных людей утверждении того, что при положении крёстного знамении и при произнесении молитвы Господней и «богородицы», околдованная корова по прошествии трех дней снова начинает давать молоко. А в своём «Муравейнике» Нидер сообщает о признаниях ведьм, будто их околдования находят помеху в исполнении людьми обрядов церкви, например, окроплении святой водой, взятии освящённой соли, возжигании свечей в вербное воскресенье и т. п.

Против градобития и грозы употребляется, кроме положения крёстного знамении, также и следующее средство: призывая святую троицу, бросают три градины в огонь. Прибавляют сюда молитву Господню вместе с «богородицей». Это повторяют два – три раза, а затем обращают Евангелие от Иоанна на все четыре стороны света и совершают им при этом крёстное знамение для защиты от грозы. Экзорцист трижды произносит: «Слово плоть бысть» и «По слову Евангелия, эта гроза должна отступить», Тотчас же гроза прекращается. Это происходит в том случае, если гроза была вызвана чарами. Этот способ надо счесть за правильный и неподозрительный. Если же три градины бросаются в огонь без призывания святой троицы, то это средство будет суеверным. Если спросят, можно ли остановить грозу, не бросая градин в огонь, то надо ответить: конечно. Главное значение имеют священные слова. Бросая же градины в огонь, человек стремится досадить чёрту и в то же время пробует разрушить его козни призыванием святой троицы. Успех же своего экзорцизма он отдаёт на волю божью.

Многие ведьмы признаются – одни добровольно, другие на пытке, что пять сил мешают им в их околдованиях:

1) люди, с глубокой верой, исполняющие заповедь бога;

2) люди, кладущие крёстное знамение и произносящие молитвы;

3) люди, исполняющие обряды и церемонии церкви;

4) люди, прилежно исполняющие свои судебные обязанности;

5) люди, повторяющие на словах историю крёстных страданий Христа и размышляющие над этим.

Поэтому Нидер в указанном месте говорит: «На этом основании во всём приходе звонят в колокола, чтобы демоны скрывались от звона, как от богу посвящённых труб, и чтобы народ собирался и молил бога о предотвращении грозы. На этом основании совершается и церковный ход с дарами. Так поступают по старому обычаю во Франции и Германии».

Обновлено: 13.01.2020 — 20:07

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *